Марина Тихоновна Бурлакова

Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №365
Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Яндекс.Метрика

Марина Тихоновна Бурлакова

 

 

Марина Тихоновна Бурлакова - учитель информатики и ИКТ

 

Организация учебной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ с различными интересами и уровнем подготовки

Скачать статью

Преподавателю информатики при проведении уроков и внеурочных занятий необходима обширная и хорошо разработанная система заданий различного уровня сложности. Характерной особенностью информатики как школьного предмета является быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности и, как следствие, по уровню подготовленности. Преподавателю приходится работать одновременно с учащимися, у которых надо постоянно поддерживать минимальный интерес  к информатике, и с учащимися, познания которых по ряду вопросов превосходят знания самого преподавателя.

Заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к выполнению работы на ПК, создать условия более эффективного освоения учащимися новых знаний и умений – это одна из сложнейших задач любого урока. Каждому педагогу и мне, в том числе, приходится продумывать и создавать систему приемов, обеспечивающую эффективный подход к учащимся с различными интересами и уровнем подготовки. Наиболее сложной категорией учащихся являются дети, мало интересующиеся предметом. Как правило, они имеют низкий уровень подготовки, испытывают неуверенность в себе и все неизвестное заранее вызывает у них чувство неприятия. В своей работе я использую следующие направления для поддержки интереса таких учащихся:

1. Одним из направлений, позволяющих возбудить дополнительный интерес к работе на компьютере, является использование цвета на ранних этапах обучения.

Примером могут послужить задания на построение рисунков (работа в Графическом редакторе Paint, который входит с комплект операционной системы Windows): открытка к празднику, эмблема (класса, школы и т.п.), реклама (учебного предмета, книги, школьного мероприятия, города и т.п.).

Надо отметить, что сильных учащихся так же привлекают задания связанные с компьютерной графикой, однако, уровень этих заданий должен быть выше. Необходимо предлагать больше заданий для самостоятельного освоения возможностей графики, давать дополнительные задания, стимулирующие выдумку и творческий подход к предмету.

2. Другим направлением является использование устойчивого интереса к определенным эффектам, возникающий у учащихся. Это позволяет при изучении новых тем периодически возвращаться к данным эффектам.

Например, при изучении текстового редактора Word я сразу обратила внимание, с каким желанием учащиеся работают над оформлением своего задания. При этом, особенно учащихся привлекают такие эффекты, как шрифтовое, цветовое, символьное оформление задания, а так же вставка готовых рисунков и своих собственных, созданных в Графическом редакторе Paint.

Поэтому при дальнейшем изучении возможностей текстового редактора Word, а затем и при изучении других прикладных программ, помимо освоения новых возможностей, учащимся часто предлагались (как заключительный этап работы) уже знакомые эффекты, вызвавшие ранее интерес учащихся.

3. Возможны иные варианты возвращения к уже знакомым учащимся заданиям, содержащим определенные приемы работы и вызывающим интересные эффекты.

Примером могут послужить задания использующие комбинирование эффектов и приемов: размещение текста поверх готовой или самостоятельно созданной картинки, вставка объектов с созданием различных оформительских эффектов, построение диаграмм и т.п.

Любое из подобных заданий позволяет учащимся применить уже имеющиеся знания и умения, освоить новые, а также продемонстрировать творческий подход к выполнению задания.

4. Ряд тем программы по информатике вызывает падение интереса к работе на ПК. Связано это со сложностью восприятия учащимися данных тем. Так переход к "алгоритмическому" аспекту программы нередко вызывает уменьшение степени заинтересованности учащихся предметом. Для преодоления этого барьера необходимо выбирать задания позволяющие учащимся проявить свои возможности и практически сразу дающие результат (лучше, если результат представлен наглядно, т.е. в виде стилизованного рисунка или геометрического построения). Например, написать программу для печати звездочками на экране какой-либо фигуры (снежинка, домик, какая-либо буква и т.п.) или написать программу для рисования простейшей геометрической фигуры (линия, прямоугольник, окружность и т.п.)

Наглядность позволяет мотивированно представить необходимость введения новых операторов, как средства предназначенного для построения тех или иных элементов рисунка.

В дальнейшем, варьирование уже известными операторами, постепенное введение новых операторов и усложнение уровня заданий позволяет достичь желаемого результата.

 

Методические приемы работы над заданиями на уроках информатики

Компьютеры открывают множество возможностей работы с заданиями и разноуровневыми и разноплановыми на всех этапах учебного процесса: обучающие и контролирующие программы, подача материала порциями с последующим закреплением, элементы игры и учет индивидуальных возможностей в скорости восприятия материала, тренажеры и т.д.

Метод обучения приемам работы – обучение деятельности в процессе самой деятельности, т. е. решения какой-либо задачи или выполнения какого-либо задания.

Задания необходимо подбирать так, чтобы извлечь максимальный обучающий эффект:

во-первых, задание обеспечивает возникновение проблемной ситуации, которая разрешается в ходе выполнения задания;

во-вторых, это должно быть задание для деятельности, которой школьники и учатся.

Учитывая все сказанное выше, перейду к рассмотрению методических приемов работы над заданиями, используемых мною:

1. Лабораторные работы (практические работы на ПК).

На первый взгляд, когда всем учащимся на уроке предлагается выполнить какую-либо лабораторную работу одного типа, то создается впечатление, что эта работа вовсе не является видом  разноуровневого задания. Однако, надо рассмотреть выполнение этого задания с другой точки зрения: каждый учащийся работает за отдельным компьютером, а следовательно, выполняет задание, используя свои личностные возможности, т. е. выполняет задание индивидуально и в объеме доступном данному учащемуся, а значит демонстрирует свой возможный потенциал.

Такой тип задания, как лабораторная работа (практические работы на ПК), учителя информатики  используют постоянно. Это несколько заданий предложенных учащимся, которые в зависимости от конкретной цели могут:

– содержать инструкции (пояснения);

– не содержать инструкции (т.е. только задание без пояснений).

Оценка за работу выставляется по следующим критериям:

– качество выполнения работы на компьютере;

– качество письменного отчета по работе, если по данной работе учитель требует выполнить отчет (заполнение таблицы в ходе выполнения задания, ответы на вопросы и пр.);

– качество выполнения устной защиты работы (устная защита может быть предложена в индивидуальном порядке по мере выполнения работы или перед классом).

2. Тестирование.

Тестирование можно проводить машинное и безмашинное.

По предмету информатика в настоящее время имеется достаточное количество дидактического материала для проведения тестирования.

Принцип контроля при использовании этого приема не нов. Обычно тестовое задание (программа, письменный вариант теста или устный вариант теста) включает 10-20 вопросов. Каждый вопрос сопровождается правильным ответом и несколькими неверными, но правдоподобными. Указывается норма оценки: балл или какое-то количество баллов за верный ответ или за верное количество ответов. Возможен вариант, когда допускаются повторные ответы на вопросы теста, но со снижением оценки.

При машинном тестировании больший эффект дает появление вопросов случайным образом. По окончании ответов на тест компьютер выдает оценку.

В настоящее время широко применяется компьютерное тестирование в АИС "Знак", что связано с подготовкой учащихся к дальнейшему итоговому тестированию за курс 9-го и 11-го классов, а так же выходом на сдачу экзамена в формате ГИА и ЕГЭ.

Недостаток тестирования: существует элемент угадывания. Чтобы этот недостаток хотя бы частично исключить, необходимо обучить школьников работе с тестом. Учащиеся должны понимать, что ответ на вопрос теста дается не приемом выборки из возможных вариантов одного, а приемом сопоставления своего ответа с вариантами теста: первоначально отвечающий получив вопрос сам отвечает на него и лишь затем выбирает какой из предложенных вариантов совпадает с его ответом.

3. Контрольная работа.

Как и в случае тестирования, принцип контроля с использованием контрольной работы не нов.

В начале изучения темы ученикам сообщается цель изучения темы и предлагается ряд конкретных вопросов или ключевых слов по теме, которые должны быть раскрыты в ходе ее изучения. Это помогает концентрировать внимание учащихся на опорных моментах темы.

Контрольные работы, предлагаемые учителем, могут содержать:

– разные типы заданий одного уровня для каждого учащегося класса. Это эффективный прием контроля, т.к. дает больше возможности проверить уровень индивидуальных возможностей каждого учащегося, но требует большей работы от учителя по подготовке заданий;

– разноуровневые типы заданий учащихся. Удобен в случаях, когда уровень подготовки учащихся одного класса различен. Дает хороший эффект проверки уровня подготовки каждого учащегося с учетом его индивидуального уровня развития и позволяет избежать такие проблемы, как неуверенность ученика в своих возможностях. Однако, в этом случае требуется еще большая работа учителя по подготовке заданий.

4. Доклад. Сообщение.

Работа  над докладом или сообщением учит обобщению изученного или изучаемого материала, отбору наиболее существенного по теме, помогает освоить элементы оформления работ.

Доклад или сообщение могут быть предложены учащимся на любом этапе работы над темой:

– в начале изучения темы. Основной целью при этом является дать возможность учащимся самостоятельно подобрать материал (учащиеся используют литературу предложенную учителем, самостоятельно подбирают литературу, используя фонды библиотек и, конечно, Интернет);

– в ходе изучения темы. В данном случае при подготовке доклада или сообщения преследуется цель не только самостоятельного подбора материала, но и обобщения уже изученного материала по теме;

– в конце изучения темы. Вообще, "взгляд назад" после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном, сделать обобщение, выявить наиболее существенное из темы.

Такие виды заданий как доклад и сообщение позволяют подготовить учеников к восприятию уроков-лекций, на которых учащиеся изучают новый материал и осваивают приемы составления конспекта. Таким образом, в этом виде работы сливаются обучающий и контролирующий процессы.

Организационно данный прием осуществляется следующим образом:

– учащийся получает конкретную тему или учащемуся предлагается общая тема (в этом случае учащийся самостоятельно подбирает тему своего доклада или сообщения, но при этом учитель должен проследить, чтобы темы были индивидуальны, т.е. не повторялись);

– работа должна быть оформлена согласно требованиям, предъявляемым к оформлению такого типа задания. Требования к оформлению излагаются учителем (можно продемонстрировать ранее выполненные работы в качестве образца);

– учащийся должен защитить свой доклад или сообщение. Это может быть организованно в виде устного изложения своей работы перед классом, возможно с дальнейшими ответами на вопросы, задаваемые учителем или одноклассниками. Желательно, чтобы при этом доклад или сообщение не читалось, а рассказывалось.

Оценка в соответствии с только что рассмотренной организацией данного приема выставляется по следующим критериям:

–  актуальность темы;

–  качество доклада;

–  качество исполнения.

5. Работа с книгой.

Использование этого приема работы позволяет избавиться от необходимости весь материал давать самому учителю. В целом, этот прием можно разбить на два варианта работы: опережающее чтение и дополнительное чтение.

1) Под опережающим чтением подразумевается самостоятельное знакомство учащихся с новой темой по учебнику. Это задание, в зависимости от изучаемой темы, уровня класса и уровня конкретного учащегося, можно предложить всем учащимся, отдельным учащимся или одному из учащихся.

При этом задание может быть организованно как:

а) ознакомление с материалом и составление плана (удобно использовать на первом этапе прохождения темы);

б) чтение с составлением тезисов, передающих в сжатой форме содержание прочитанного (удобно использовать для простых тем);

в) чтение с составлением конспекта (мало эффективный прием).

Выполнение задания должно быть представлено в письменном или устном (ответ на уроке) виде.

Учитель обязан при опережающем чтении объявить тему задания, пояснить ее место в общей системе изучаемого курса, определить цели и задачи изучения темы, дать пояснения по домашнему заданию. На уроке целесообразно вызвать к доске и заслушать ответы учащихся.

Если задание было предложено выполнить с составлением тезисов, то можно конкретизировать, какой материал должны включать тезисы:

а) основные термины и их пояснение (I уровень, наиболее простой);

б) целые фразы, отражающие главную мысль или поясняющие что-либо (II уровень);

в) свои собственные выводы о том, что поняли из прочитанного (III уровень, наиболее сложный).

2) При дополнительном чтении учащиеся используют литературу и другие источники, предложенные учителем или подобранную самостоятельно. Как правило, это задания творческого характера и они лучше выполняются более способными и заинтересованными учащимися.

6. Контрольные вопросы и задания.

Данный прием работы подразумевает ответы на контрольные вопросы и выполнение контрольных заданий по тексту учебника или дополнительной литературы.

Учитель предлагает в качестве задания на дом проработать конкретный текст и ответить на предложенные вопросы или выполнить предложенные задания, а так же подготовиться к обсуждению результата выполнения своей работы в классе. При этом вопросы и задания могут быть предложены одинаковые для всех учащихся или дифференцированные.

Вопросы и задания должны носить не формальный, а творческий характер. Например, вопросы и задания на синтез знаний:

За счет чего можно быстрее и качественнее изготовить документ в текстовом процессоре? табличном процессоре? и т.п.

Определить, что должен знать пользователь на начальной стадии изучения работы на ПК? при наборе текста в текстовом процессоре? и т.п.

Попробуйте дать определение программы-редактора текста, текстового процессора и т.п.

или, вопросы на понимание текста:

Что значит инсталлировать программу? В чем разница между понятиями инсталляция и установка? и т.п.

Если вопросы и задания были предложены одинаковые, то желательно построить урок по типу дискуссии с выявлением верных ответов на вопросы и верно выполненных заданий.

Если вопросы или задания были предложены дифференцированно, то на уроке при их разборе и обсуждении необходимо добиться, чтобы все учащиеся ознакомились и разобрались с вопросами и заданиями, которые они не выполняли.

7. Разработка справочников.

Предмет информатика характерен тем, что практически на каждом уроке учащимся приходится сталкиваться с новыми терминами, понятиями и названиями. Нет необходимости "зазубривать" все это, т.к. по ходу освоения возможностей компьютерной техники, учащиеся волей-неволей осваивают требуемую терминологию. Однако, все запомнить не реально, да и ряд приемов и понятий забываются, если их какое-то время не использовали в работе. Поэтому, удобно использовать прием разработки справочников.

Лучше всего начать с разработки "Справочника учащегося". Учащиеся самостоятельно в индивидуальном порядке разрабатывают "свой" справочник по работе с каким-либо программным продуктом или общий справочник, в котором отдельные программные продукты представлены как отдельные части справочника.

В качестве поощрения проделанной работы, можно разрешить пользоваться "своим" справочником при выполнении каких-либо контролирующих заданий.

8. Разработка упражнений.

Этот прием носит творческий характер. К работе над разработкой упражнений можно привлечь всех учащихся класса.

Разработку упражнения можно предложить в качестве домашнего задания или выполнить прямо на уроке. И в том, и в другом случае разработка проводится на базе изученного теоретического материала. После обсуждения на уроке, полученные в ходе разработки упражнения, выполняются.

Предложить для разработки можно упражнения как устные, письменные, так и для работы на компьютере. Как правило, это небольшие задания, касающиеся освоения какой-то отдельной команды, операции или приема любого программного продукта.

Безусловно, что окончательный вид упражнения полностью формируется под контролем учителя.

9. Разработка опорных сигналов.

При использовании данного приема учащимся предлагается самостоятельно дома попытаться представить разобранный на уроке материал в виде опорных сигналов. Обычно, с данным видом задания справляются далеко не все учащиеся, поэтому оценивание работы проходит выборочно после мотивированного пояснения учащимся своих действий.

Например, после тем "Устройство компьютера" и "Операционные системы", на уроке рассматривалась тема "Программное обеспечение компьютера". В качестве задания на дом предлагается попробовать графически представить взаимосвязанную наглядную схему под названием "Аппаратное и программное обеспечение" (вид схемы на усмотрение учащихся – отдельными блоками, ступенчато, пирамидально и т.п.).

10. Разработка классификации.

Данный прием удобно использовать при завершении изучения какой-либо темы или ее части. Задание можно предложить выполнить непосредственно на уроке или в качестве домашнего задания (в этом случае должно быть соответствующее оформление согласно требованию учителя). При любом варианте выполнения задания учащийся должен пояснить принцип классификации, предложенный им. Таким образом, окончательный вариант доводится и  получается после обсуждения на уроке

Например, после разбора темы "Устройство компьютера", учащимся предлагается классифицировать разные типы устройств: принтеры, мониторы,   манипуляторы и т.п. согласно системе признаков для классификации.

11. Реферат.

Работа  над рефератом так же, как и работа над докладом или  сообщением учит, обобщению изученного материала, отбору наиболее существенного, помогает освоить элементы оформления работ.

Темы рефератов могут быть предложены учащимся:

–  в начале изучения темы или курса (наиболее эффективно);

– в ходе изучения темы или курса (в случае, когда требуется первоначально ознакомить учащихся с материалом темы или курса, т.е. помочь учащимся выбрать правильное направление работы над рефератом);

– в конце изучения темы (в качестве итоговой работы над темой).

Организационно данный прием осуществляется следующим образом:

– учащийся получает конкретную тему реферата или учащемуся предлагается общая тема (в этом случае учащийся самостоятельно подбирает тему своего реферата, но при этом учитель должен проследить, чтобы темы были индивидуальны, т.е. не повторялись);

– работа должна быть оформлена согласно требованиям, предъявляемым к оформлению рефератов, которые излагаются учителем (можно продемонстрировать ранее выполненные работы в качестве образца);

–    учащийся должен защитить свой реферат.

Оценка в соответствии с только что рассмотренной организацией данного приема выставляется по следующим критериям:

–  раскрытие  темы реферата учащимся;

–  качество устной речи учащегося;

–  качество оформления реферата.

12. Учебный проект (проектный подход).

Проекты можно достаточно широко использовать при изучении различных тем курса. Применение учебных проектов возможно не только в виде больших комплексных проектов в качестве завершающего углубленного обучения информатике, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. В этом случае подразумевается работа не над проектом, а с использованием проектного подхода.

В качестве проекта можно предложить выпуск ученической газеты, выпуск различных учебных, творческих, рекламных и т.п. работ, изучение или самостоятельное освоение какого-либо учебного средства и т.д.

В качестве примера проектного задания можно привести следующие:

Задание: отработка навыков операции копирования при работе с файловой структурой. Учащемуся предлагается текст, состоящий из отдельных частей (фрагментов текста), каждая из которых расположена в отдельном файле. В конце каждого фрагмента текста имеется информация, где искать следующий фрагмент. Учащемуся необходимо собрать текст полностью, выполнить документальное оформление работы и привести возможные выводы, сравнения и предложения по наиболее удобному способу выполнения работы.

Задание: самостоятельно освоить средства графического редактора и составить инструкцию по работе со всеми инструментами редактора;

или

самостоятельно освоить средства графического редактора и составить инструкцию по технике создания изображения.

Тема проекта сообщается учащимся заранее и сразу устанавливается время, за которое они должны выполнить проектное задание. Оптимальная организация работы при проектном методе: мини-бригады 1-2 человека, объединенные на принципах личной симпатии, самостоятельное распределение работы в бригаде среди учащихся.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»